Яндекс.Метрика Дело техники. Почему "умирает" аккумулятор и что делать, чтобы не убить его раньше срока - Новости - Ситроен-клуб Беларусь Перейти к содержанию
  • Дело техники. Почему "умирает" аккумулятор и что делать, чтобы не убить его раньше срока


    abw.by

     

    Емкость и пусковой ток - важнейшие параметры аккумуляторных батарей. Емкость характеризует запас энергии, аккумулированной в батарее, и ее способность обеспечить большее количество попыток запустить двигатель стартером, пока аккумулятор не разрядится до предела. А пусковой ток показывает, с какой силой стартер сможет проворачивать коленвал двигателя при запуске, что имеет решающее значение для уверенного старта.

    К сожалению, паспортные емкость и пусковой ток, указанные на этикетках АКБ, не являются неизменными - в процессе эксплуатации реальные величины этих параметров уменьшаются. В итоге АКБ через какое-то время перестает справляться с возложенной на нее задачей обеспечивать запуск мотора. Это означает, что старый аккумулятор свое отслужил и нуждается в замене.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Среди причин, оказывающих влияние на снижение емкости и пускового тока, а стало быть, на срок службы АКБ, основными являются две - выпадение и оползание активной массы из решеток пластин, а также сульфатация. Физическая суть высыпания активной массы в дополнительных разъяснениях вряд ли нуждается, а сульфатация представляет собой образование на поверхности пластин плотного слоя сульфатов свинца, который изолирует активную массу от контакта с электролитом и этим выводит ее из участия в работе АКБ.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Ожидать от АКБ максимально длительный срок службы можно лишь при условии медленного или, если хотите, естественного протекания в нем рассмотренных выше процессов старения. Но что в таком случае может их ускорить и вызвать преждевременный выход АКБ из строя?

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Убыстряет сульфатацию состояние неполной зарядки, если АКБ пребывает в нем продолжительное время. В идеале сколько энергии израсходовалось при запуске, столько ее должно быть восполнено в ходе последующей поездки. Однако генератору требуется намного больше времени, чтобы возместить то, что в момент запуска забрал стартер. Поездка же может оказаться слишком короткой и проходить в условиях, когда двигатель работает с невысокими оборотами, что ухудшает отдачу генератора, - для городской эксплуатации это в порядке вещей.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Влияют на продолжительность зарядки включенные обогревы стекол, сидений, зеркал и руля, вентилятор печки, приборы светотехники, аудиосистема и другие потребители, на питание которых также расходуется энергия, вырабатываемая генератором. Установленные дополнительно нештатные потребители и вовсе нарушают энергетический баланс, предусмотренный производителем автомобиля с учетом мощности генератора, в ущерб АКБ.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Нередко виновником недозарядки является сам генератор. Если при работающем на холостых оборотах двигателе и выключенных потребителях зарядное напряжение на клеммах АКБ ниже 13,8 В, это признак неисправности генератора и повод для обращения на СТО. Причастным к этой же проблеме способен быть и привод генератора, когда ослабло натяжение его ремня.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Из других причин состояния неполной зарядки, в котором может находиться АКБ, назовем саморазряд. Он в той или иной степени свойственен всем АКБ, но его ускоряет присутствие между полюсными выводами токопроводящей грязи.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    При наличии в крышке АКБ пробок поверить степень заряженности нетрудно самостоятельно, определив с помощью ареометра величину плотности, которую имеет электролит.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Нормальной считается плотность 1,26-1,28 г/куб.см, но учитывая, что плотность сильно зависит от температуры, оценивать ее величину необходимо при температурах, близких к 25°С.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Плотность 1,24-1,25 г/куб.см свидетельствует о примерно 80-процентной зарядке аккумулятора.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Если плотность окажется ниже 1,22 г/куб.см, АКБ необходимо зарядить на стационарном устройстве.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Особенно актуально это для зимы, когда при разрядке более чем на 25% помимо трудностей с запуском как из-за недостаточного запаса энергии и увеличения внутреннего сопротивления АКБ, так и сопротивляемости запуску самого промерзшего мотора, также возникает угроза превращения электролита в лед.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    В центрах, занимающихся сервисом АКБ, замерзшие аккумуляторы называют шариками или колобками, но кроме деформации и повреждения корпуса лед деформирует пластины и выдавливает активную массу из их решеток, что выводит батарею из строя.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Впрочем, довести АКБ до замерзания при обычных для нашей зимы температурах способна только очень глубокая разрядка. Куда более частые причины выпадения активной массы - длительное включение стартера и зарядка с чрезмерно высоким напряжением на полюсных выводах АКБ. Что из пластин выпадает активная масса, можно увидеть по помутнению и характерному окрашиванию электролита.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    При включении стартера батарея нагружается разрядным током большой силы, и хотя на такой режим работы АКБ рассчитана, если попытка запуска продолжается свыше 10 секунд, появляется риск коробления пластин и образования трещин в активной массе, после чего она начинает выпадать. Еще хуже, если таких попыток будет сделано несколько, и совсем плохо, если между ними АКБ не получит передышки. Кроме того, результатом рассмотренной ситуации становится глубокий разряд, о последствиях которого, если не будут приняты меры по немедленному его устранению, говорилось выше.

    К короблению пластин ведет и зарядка током чересчур высокого напряжения. Однако у перезарядки есть еще одно следствие, которое оказывает существенное влияние на срок службы АКБ. Это потери воды, являющейся составной частью электролита, причем не только за счет испарения, но и по причине гидролиза, разлагающего воду на водород и кислород. Внешне интенсивный гидролиз напоминает кипение.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    При потере воды уровень электролита понижается, зато увеличивается его плотность, вследствие чего растет активность в плане как коррозии, так и сульфатации. Если из-за уменьшения уровня оголятся верхние части электродных пластин, то вследствие контакта с кислородом они опять-таки тут же подвергнуться сульфатации.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Чем выше зарядное напряжение, тем интенсивней гидролиз. Когда двигатель работает на холостом ходу, все дополнительные потребители энергии выключены, напряжение на клеммах АКБ не должно превышать 14,5 В. Более высокое напряжение зарядки - такой же повод для обращения на СТО, как и уменьшение его величины ниже 13,8 В. Виновником обычно является регулятор напряжения генератора.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Из-за выпадения активной массы и деформации решеток может произойти короткое замыкание между разноименными пластинами. Банка, в которой такое случилось, выводит из строя весь аккумулятор.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Напряжение на выводах нормально заряженного аккумулятора должно составлять не менее 12,6 В. Таким образом вклад каждой из шести банок составляет чуть более 2 В.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    На эту величину при замыкании в одной из банок уменьшается напряжение на выводах АКБ.

    При зарядке на стационарном устройстве электролит в замкнувшей банке не кипит, а при подаче нагрузки с помощью нагрузочной вилки, наоборот, закипает очень быстро.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Способствуют выпадению активной массы тряска и вибрации, что требует уделить внимание правильному и надежному креплению АКБ на месте расположения.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Из других эксплуатационных причин, вызывающих преждевременный выход АКБ из строя, работники сервисных центров называют механические повреждения корпусов, которые чаще всего являются результатом неаккуратной переноски этих нелегких по весу изделий.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Еще одна проблема из разряда рукотворных - повреждение полюсных выводов владельцами автомобилей, которые для крепления клемм предпочитают пользоваться молотком. Но что еще нельзя делать, чтобы не вызвать выход АКБ из строя раньше положенного срока, и что должен знать автовладелец, которому небезразлично, сколько прослужит аккумулятор?

    Мнение специалиста

    Игорь Иванов, сотрудник сервисного центра СООО "Батавтотрейд":

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    - Многие владельцы, купив аккумулятор, думают, что на этом для них все закончилось, - батарея будет работать и не требовать к себе никакого внимания. Говоря проще, поставили в машину аккумулятор - и забыли про него. Для срока службы батареи нет ничего хуже, чем такое отношение владельца. Даже при необслуживаемых аккумуляторах, которые не требуют контроля уровня электролита и доливки дистиллированной воды, владельцам нужно хотя бы пару раз в год проверять напряжение на полюсных выводах.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Живой пример - сегодня обратилась владелица Daewoo Matiz. У нее дважды за зиму еще гарантийный аккумулятор не заводил машину. Проверили нашими приборами - батарея нормальная, только разряжена полностью. Оказалось, что машина используется, чтобы отвезти детей в садик за три километра от дома, затем еще три километра проехать до работы и вечером повторить все в обратную сторону. О какой полноценной зарядке генератором может быть речь?

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Второе - имея на руках гарантийный талон, владелица его не читала. И не одна она такая - многие, кто купил батарею, понятия не имеют, что говорится в талоне об эксплуатации и уходе за АКБ. А там написано, что при городской зимней езде рекомендуется регулярно подзаряжать АКБ от стационарных зарядных устройств. Правда, владелица, когда батарея села первый раз, обратилась на какую-то местную СТО. Там, по словам хозяйки, аккумулятор зарядили за 40 минут. Возникает вопрос - каким током заряжали и как это отразится на сроке службы АКБ?

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Мы рекомендуем начинать подзарядку током не более 5 процентов номинальной емкости. Например, для АКБ емкостью 60 ампер-часов начальный ток зарядки должен быть не более 3 ампер. Так заряжаем в течение двух часов, и только после этого ток зарядки можно повысить до 10 процентов емкости. Для "шестидесятки" это будет 6 ампер, для "сотки" - 10 ампер и так далее в зависимости от емкости. Но независимо от емкости прекращаем зарядку, когда плотность электролита достигла 1,27.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Все это и многое другое есть в гарантийном талоне. Каким должно быть напряжение на выводах при работающем двигателе и заглушенном, каким - уровень электролита в банках и чем его доводить до нормы, если он низкий, как подключить клеммы, чтобы избежать окисления…

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    В общем, там есть все, что касается ухода, но кроме тех, кто научен горьким опытом или действительно является заботливым владельцем, остальные ничего не делают. Отсюда все проблемы.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Помимо состояния самого аккумулятора внимания требует электрооборудование автомобиля. От его исправности очень многое зависит. Опять-таки сегодня приезжал Nissan Patrol. У него зарядный ток от генератора был напряжением 15,54 вольта. Батарея на ощупь была не то что теплой - горячей. Сколько ресурса у нее отняла такая зарядка - вопрос.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Частая причина разрядки АКБ - неисправности в цепях, из-за которых появляются утечки тока. Автомобиль на стоянке, а аккумулятор разряжается. Чем дольше машина стоит, тем глубже разряд. Поэтому перед тем, как в чем-то винить батарею, надо проверить величину утечки тока. Чем старше машина, тем вероятнее проблема утечки.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Опять же климат у нас такой, что эксплуатация проходит в условиях повышенной влажности большую часть года. Влажная грязь проводит ток - аккумулятор разряжается.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Окисляются клеммы. Люди видят окислы на клеммах, но ничего с ними не делают. А ведь это не только затрудняет работу батареи, но и мешает ее зарядке. Причем кроме клемм на АКБ внимания требуют крепления массового провода на двигателе и кузове. Их состояние тоже сильно влияет и на запуск, и на зарядку.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Летом плюсовые температуры способствуют испарению, но зима, конечно, самый сложный период. Дачники на машине не ездят вовсе, другие ездят редко и только в городе, много энергии забирают потребители, которыми летом почти не пользуются, - обогревы, свет, вентилятор печки. Даже неправильно подобранное по вязкости масло способствует повышенной разрядке АКБ во время запуска.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Попробовали завести машину раз, другой, третий, но не получилось - махнули рукой и пошли на троллейбус. Аккумулятор разряжен в "ноль", а сколько он проживет в дальнейшем, зависит, когда владелец вернется, чтобы его зарядить. Бывает, возвращается он через неделю, две, три, а для срока службы АКБ это очень плохо.

    _%D0%BD%D0%B5%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0

    Все это есть в инструкции по уходу, надо только следовать тому, что в ней сказано, и тогда батарея прослужит столько, сколько ей было отмерено производителем. 

    Сергей БОЯРСКИХ
    Фото и видео автора
    ABW.BY


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...