Было время, когда ремонт автомобиля в Литве имел смысл: отправившись в Вильнюс, можно было совместить шопинг и сервисинг, получив лучшее соотношение цены и качества, нежели в Беларуси. Но теперь белорусы на местных СТО редкие гости. Почему так получается и чем вообще живет литовский сервис, узнаем, общаясь с руководителями вильнюсских мастерских.
С переходом на евро все стало дороже
Валентинас - директор небольшой частной станции. Четыре подъемника, все заняты. Работы хватает? Оказывается, день на день не приходится, сегодня нам просто повезло. Точнее - ребятам на станции: они смогут заработать. Но обо всем по порядку.
- Пока ехали к вам, по пути увидели много маленьких сервисов. В Литве просто открыть свою станцию?
- Если люди руки имеют, почему бы не работать в мастерской? Купи патент за 30 евро и работай себе. Открыть частную СТО несложно. Нужен подъемник, яма, инструмент - нескольких тысяч евро для открытия маленького сервиса будет достаточно. Требования со стороны санитарной и пожарной служб, конечно, есть, но они выполнимы. Главное - найти помещение. В Вильнюсе взять в аренду площади под СТО архитрудно и архидорого, а за город к тебе никто не поедет. Или ты делаешь какую-то специфичную работу, но это тоже требует определенных знаний и оборудования. Обычно ведь занимаются всем подряд, но не самым сложным. Так, подвеска, моторы, кто-то - кузовным ремонтом, кто-то - электрикой.
Белорусы раньше приезжали, оставались довольны. И нам было хорошо: если приезжает белорусская машина, значит, ты заработаешь. Можно было смело называть полную цену, которая местных могла и не устроить, но для ваших земляков это было все равно дешево. Сейчас времена изменились кардинально, белорусов на наших СТО ты не встретишь, они сюда не едут.
Началось все с введением евро. Цены поднялись настолько, что сейчас запчасти в Беларуси могут быть даже дешевле, чем у нас. Возьмем, к примеру, шаровую опору на Passat B6: в Вильнюсе эту деталь производства TRW можно купить за 27 евро, в Минске - за 22,6.
- При этом, насколько нам известно, конкуренция среди продавцов запчастей в Литве высокая…
- Да, так и есть. Например, на рынке имеется несколько крупных игроков - Intercars, AD Baltic, Tanagra. И этот момент мы в своей работе используем - выбиваем для себя наиболее привлекательные цены. За счет приличной скидки я могу затем предложить своему клиенту эту запчасть по хорошей цене: он сэкономит - я заработаю. Скажем, та же шаровая стоит 27 евро, я ее беру за 17, клиенту отдам за 22 евро. Очень редко кто сейчас приезжает со своими деталями.
Но вообще, конечно, стоимость запчастей выросла значительно. Нет, столько, сколько раньше в литах стоило, в евро еще не выставляют, но постепенно к этому дело идет. Для иностранцев из Западной Европы у нас по-прежнему дешево, а вот белорусам в Литве чиниться уже не так интересно, разве что приезжать сюда ради каких-то специфических работ или их более высокого качества. А так это не выгодно.
- И работа тоже стала оцениваться дороже?
- Да, но расценки поднялись не так высоко. Например, замена масла стоила 30 литов, тогда это было 8,7 евро. За эту работу сейчас берут не 8,7 евро, а просят 10, то есть просто округляют.
В любом случае для сервиса ситуация изменилась в худшую сторону. Цены увеличились, а денег у людей больше не стало. Имея свое жилье, прожить в Вильнюсе можно за 700 евро, если снимать - нужно 1200. Это чтобы просто жить, не шиковать. И это очень хорошая зарплата, в среднем, наверное, люди в столице 700-800 евро получают (по данным Delfi, средняя начисленная зарплата в Литве в III квартале 2016 г. составила 615,9 евро. - Прим. авт.).
В общем, зарабатывают люди не намного больше, чем раньше, а все подорожало. Скажем, раньше, если есть в кошельке 50 литов (15 евро), так это деньги, на них можно что-то купить. Сейчас за 15 евро много не купишь - теперь 35 нужно. Это касается как продуктов, так и запчастей. Вот и клиентов на станциях стало меньше. Это сегодня у нас все посты заняты, а еще три дня назад мы "курили".
Уже нет такого, как раньше, когда клиент приезжает и говорит: "Все, что найдете, меняйте". Сейчас уже люди все считают, делают то, что уже точно надо, а что потерпит - оставляют на потом. И запчасти ставят подешевле, даже если мы говорим, что по качеству это хуже, долго не проходит.
- Но ведь у вас до сих пор есть доступ к дешевым машинам из Европы!
- Ни один европеец не продаст хорошую машину задешево, она будет или с дефектом, или с большим пробегом, и что-то обязательно вылезет через какое-то время. Ну и второй вопрос: чтобы купить другой автомобиль, надо сначала продать свой - а кому его сейчас продашь? Рынок подержанных автомобилей стоит. Белорусы, казахи к нам не едут, какую-то активность проявляют украинцы, которые эти машины не переоформляют, а ездят на литовских "номерах". В общем, продаж сейчас очень мало, касаются они очень дешевых машин до 2000 евро.
- Но вот ездишь по Вильнюсу, видишь много свежих автомобилей…
- Это в основном машины компаний, лизинговые, кредитные. За "живые" деньги они, как правило, не покупаются.
- Свежие машины - с турбомоторами, сажевыми фильтрами, роботизированными коробками. Как решаются вопросы с ремонтом сложных агрегатов?
- Меняем "автомат" на "механику"! (Смеется.) Ну да, такое тоже бывает. Сажевые фильтры выбиваем, "перешиваем" блок управления. Коробка DSG? Это раньше было в диковинку, а сейчас просто меняют на б/у, ремонтировать обычно дороже. Где берут моторы и коробки? На наших "разборках" или в Польше - там дешевле.
Но с б/у запчастями стараюсь дел не иметь, потому что мне это дороже выходит. Я уже "попадал" не один раз, когда клиент просил на "разборке" что-то купить. Еду, беру, ставлю - через несколько дней детель выходит из строя. Но я ведь в этом не виноват! Надо снимать, ставить другую деталь - и за эту работу я хочу получить деньги. А клиент полагает, что это гарантийный ремонт.
Цены должны быть "умные"
Наш следующий собеседник - Вилмантас Пупиус. Его станция по размерам больше и статусом выше, а с 2014 года еще и работает под франшизой Bosch Car Service. Выходит, не так все мрачно у литовского автосервиса?
- Все зависит от того, как работают мастера на станции, - улыбается Вилмантас.
- А с этим проблемы есть? Ведь иногда приходится слышать, что "все активные литовцы давно в Евросоюз уехали"?
- Если хочешь удержать хорошего работника, ему надо платить. И цены должны быть "умные". В течение двух лет у меня штат работников не менялся. Это пять толковых парней, которые хорошо работают и знают свое дело, они со всем справляются.
- А сколько сейчас надо платить таким толковым ребятам?
- Реально они соглашаются работать, если речь идет о 1000 евро и выше. Их зарплата привязана к объему выполняемой работы, поэтому владелец станции должен обеспечить их работой. Если нет, они будут искать другое место.
При этом по ценам мы не можем выскочить из имеющихся рамок. Наша станция по уровню располагается между гаражными мастерскими и дилерскими СТО, поэтому у нас где-то на 15 процентов дешевле, чем у дилеров (у них в районе 40-50 евро), но дороже, чем у гаражного сервиса (20-25 евро). Нормо-час у нас сейчас составляет 33 евро, это соответствует среднему уровню для Вильнюса (30-35 евро). Хотя замечу, что многие работают не по нормо-часам, а по сформированным ценам на те или иные операции.
Все подорожало в последнее время: и машины, и детали, и работа. Например, раньше поменять подшипники или амортизаторы стоило 70 литов, или 20 евро, сейчас - 27-30 евро, то есть цена выросла в полтора раза. Это связано с тем, что стал дороже сам труд, энергоносители, сама психология литовцев. Сейчас 10 евро - это совсем небольшие деньги, как раньше 10 литов. Поэтому когда порядок цифр 10, 20, 40 евро, их особо никто не считает. Но как переваливает за сотню, здесь уже все чувствительно, разница в цене становится принципиальной.
- Раньше это была обычная станция, теперь вы работаете как Bosch Car Service. Что последовало за сменой вывески?
- Да, мы сейчас работаем под франшизой и должны соответствовать предъявляемым компанией требованиям. В течение года наши сотрудники должны проходить определенное количество учебных курсов по разным уровням. Их проходят и слесари, и электронщики-диагносты, и мастера-приемщики. То есть от общения с клиентом и до непосредственно обслуживания автомобиля все должно соответствовать определенным стандартам. Плюс к этому мы должны закупать определенное оборудование, инструменты - и не только то, что требуется по условиям франшизы. Само оборудование мы приобрели за 25.000 евро, но еще постоянно что-то докупаем, обучаем персонал. Все это, конечно, выливается в немалые деньги.
Я шел на эти затраты, чтобы получить новые компетенции, мне сейчас легче найти клиентов, которым важно получить качество и гарантии. Такие люди больше доверяют станции, если она работает под вывеской известного бренда. С тех пор как мы стали работать с франшизой, у нас поменялся контингент клиентов. На совсем старых и дешевых машинах к нам стали приезжать меньше, появилось больше людей на свежих автомобилях. И обслуживать такую технику проще: крепеж незакисший, клиенты соглашаются ставить запчасти лучшего качества, не требуют покупать дешевые или б/у детали - для нас это лучше, так как мы на все должны давать гарантию.
- Запчасти какого уровня у вас более популярны? Например, у нас на старую машину хорошие детали найти непросто…
- Да, ситуация похожая. Ценовой класс запчастей зависит от того, насколько это старая модель, сколько стоит сама машина. Если человек приезжает на свежем BMW, Audi, Mercedes, он требует хорошие варианты, например по подвеске это Lemforder, TRW. А если машина проще и старше, стоит недорого, ее владелец сразу интересуется стоимостью запчастей. И если разница в стоимости двукратная, например, тот же Lemforder стоит 25 евро, а китайский аналог - 10, то он, конечно, возьмет более дешевый вариант. Это есть, от этого никуда не уйдешь. Но совсем абы что мы не можем ставить, потому что несем ответственность за ремонт, даем гарантию на работу и детали. Если только клиент приедет со своими деталями, тогда то, что он взял - это на его страх и риск.
- А где литовцы сейчас покупают запчасти?
- Есть, конечно, разные контингенты клиентов. Одни ездят и все покупают сами, но потом приезжают на сервис, а деталь не подходит. Приходится ехать обратно, менять. Если делаешь машину сам, хорошо в этих всех моментах разбираешься, то, да, можно сходить за запчастями в магазин (есть крупные центры, есть мелкие магазины), а еще лучше через интернет - это будет дешевле. Но тогда надо быть уверенным в том, что то, что ты заказываешь, точно подойдет. Ну а если ты гонишь машину на СТО, то проще давать этот вопрос на откуп станции. Они сами все найдут, и это будет дешевле, чем тебе покупать на рынке или в магазине.
Например, мы можем предложить тот же Bosch или что-то дешевле, но тоже хорошего качества. Какую-то редкую деталь обычно удается достать за сутки, ходовые позиции, "расходники" - в течение одного или нескольких часов. У нас сейчас конкуренция в этой области большая, по ценам все готовы двигаться. Я сам помимо сервиса занимаюсь запчастями и знаю, насколько мал сейчас процент доходности в этой сфере.
- Рынок в Гарюнае еще "жив"?
- Да, но там дороже запчасти, чем, например, у нас в магазине. Я даже не понимаю, зачем белорусы едут туда покупать. Разве что по старой памяти.
- А как насчет сервиса: едут наши земляки по старой памяти к вам на ремонт?
- Белорусы иногда приезжают, но это единичные случаи. И это, как правило, или мои знакомые, или знакомые знакомых. Чтобы иметь клиентов из Беларуси, над этим нужно работать, рекламу в вашей стране давать, что-то особенное предлагать. Если этого нет, остается цена. Но сейчас в Литве она не очень привлекательна для белорусов.
Наш вердикт
"В общем, все как у нас" - эта мысль то и дело посещала в процессе общения с литовскими предпринимателями. Цены опережают зарплаты, клиенты считают деньги, обороты держать непросто. Разве что о налогах и проверках контролирующих служб собеседники говорят спокойно, без тени раздражения, а в остальном вопросы и проблемы те же. И с точки зрения клиента, литовский сервис сейчас не доступнее белорусского. Впрочем, сравнение цен на услуги и запчасти - темя для отдельного материала, который уже находится в разработке и будет опубликован в ближайшее время.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото Татьяны ЕМЕЛИНОЙ
ABW.BY
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет