В частях 1,2,3 описал свои «героические» потуги и думал, что все идет к завершению ремонтов.
Но звезды не сошлись)). После того, как установил блоки на место и восстановил изоляцию проводки в моторном отсеке, естественно, хочется проехать )).
Все предыдущие «непонятки» устранил: авто без проблем заводится в любую погоду, климат-контроль не вырубает, все включается и выключается, как нужно. Надпись «STOP» не появляется.
Остается ездить и радоваться. Завелся, а усилитель руля не работает. Все равно проехался, машина ведет себя нормально, но УР не работает.
Проверяю предохранители – все ОК. Дело было вечером – делать было нечего… Лексии под рукой не оказалось, залез в интернет. Короче говоря – опять поиски, проверки и т.д.
Установил машину на домкрат, снял левое переднее колесо, пластиковый подкрылок, увидел ЭГУР.
Немного лирики:
У современных машин устанавливаются усилители рулевого управления разных типов.
Есть гидроусилители (ГУР) с ременным приводом от двигателя, есть электроусилители (ЭУР) – это электродвигатель устанавливается на рулевую рейку, а есть комбинация электричества и гидравлики, так называемый электрогидроусилитель руля – ЭГУР.
Вот, этот ЭГУР и стоит у меня на Ситроене С8-м. Принцип работы простой: электродвигатель вращает гидравлический насос, насос прокачивает гидравлическую жидкость. Управление идет на двигатель насоса и бла – бла –бла…)).
Начальные понятия были и у меня. Оставалось проверить и прозвонить питание и что там еще подсоединено.
К ЭГУР присоединено две фишки: силовой разъем – плюс от блока реле (через мощный предохранитель), минус с корпуса авто и фишка управления (там три штырька).
У других ЭГУРов может быть другое количество штырьков в разъеме и самих разъемов. У некоторых авто на разъем подсоединены подрулевые датчики.
Прозвонил: на силовом всегда есть питание, на управлении есть + 12 вольт на среднем штырьке при включенном зажигании и какое-то напряжение на двух остальных (все это относительно корпуса).
Опять на распутье – проблема в самом ЭГУР (снимать-то неохота) или нет управления?
Пробежался по автофорумам, попросил у хороших людей схемы и начал прозванивать. С питанием все в норме, а как проверить управление? – прозвонкой. Нет бы подумать, а то как в анекдоте: чего там думать, трясти нужно. Прозвонил все до блока BSI, он в районе перчаточного ящика, со стороны пассажира – проводка звонится. И тут я сообразил, что сигнал управления – это не плюс или минус в проводе, а управляющие импульсы, которые следуют с определенной частотой. Если есть частота, то ее можно посмотреть или … послушать. Взял самый обыкновенный наушник прошлого века (с высоким сопротивлением) и проверил сигнал относительно земли. На первой ноге разъема и на третьей явно слышно, как идет непрерывный звук с какой-то частотой. На одной ноге громче, на другой немного тише. Это как раз и есть управление по шине CAN. Физически управление идет по двум проводам, так называемая «витая пара», связисты в курсе, что это такое.
Делать нечего – нужно снимать ЭГУР. Коллеги на Драйве снимали передний бампер, кто-то не снимал бампер. Я обошелся без снятия переднего бампера. Снял колесо, пластиковый подкрылок, снял воздушный фильтр двигателя и воздушный заборный патрубок. Затем, снял защиту (небольшую коробку) с кабельных разъемов и застрял)). Силовой разъем был не так-то прост)). Хорошо, что я его не сломал, но такое желание было. Оказывается, нужно нажать с двух сторон на разъеме и оттянуть фиксирующую рамку, можно помочь немного отверткой. Рамка начнет оттягиваться и разъем сам выскочит из гнезда.
Силовой разъем
Управляющий разъем снимается легко, нужно немного освободить фиксатор.
Далее мы освобождаем трубки и сливаем гидравлическую жидкость. Шланг высокого давления крепится болтом с внутренней звездочкой (торсион). Есть еще два шланга: от расширительного бачка и от рулевого управления, они зажаты одноразовыми хомутами. Эти шланги подведены к пластмассовому корпусу, поэтому нужно быть внимательным, чтобы не отломать штуцеры на которые одеваются шланги. Сливаем гидравлическую жидкость, отверстия и шланги нужно чем-то закрыть от грязи, я вставлял чистую ветошь. Откручиваем болты и ЭГУР у вас в руках, вес где-то килограмм 6.
ЭГУР снят
Питающий разъем и разъем управления
Откручиваем крепление от корпуса ЭГУР, располовиниваем пластиковую защиту. Защита состоит из двух частей, соединенных скобами, как степлером. В последствии я использовал тонкие кабельные стяжки.
Остается открутить болты и отделить гидравлическую помпу от электродвигателя. Помпу я не разбирал (в последствии я ее разобрал, но не в этот раз). Помпа и двигатель соединены между собой 4-мя болтами. У меня они открутились без проблем. Будьте внимательны: вал помпы и вал двигателя соединены через муфту, не потеряйте ее.
Следующий этап – снять с двигателя отсек с кабельным вводом и платой управления. Пришлось помучаться. Из-за коррозии болты закисли и не хотели откручиваться, а один отломался.
Конечно же все разобрал, открутил, так же необходимо открутить винты 3-х пластин питания (фаз) обмоток эл\двигателя. Картина была печальная.
Вот, такой вид на внутреннюю часть.
Малая часть мусора
Коррозия «проела» корпус в районе кабельного разъема. Вода и грязь попали внутрь корпуса и сгнила жила подающая +12 вольт на питание платы управления. Если коротко, то причина была, только, в обрыве этой жилы.
Я восстановил питание и все заработало на ура. Но следовало все проверить, возможно где-то от коррозии что-то еще повредилось или отгнило. Пришлось в интернете просветиться по части ремонтов ЭГУР.
Распаял плату, снял. Внешне плата была в норме. Сама плата покрыта каким-то защитным составом. Похожим по внешнему виду на прозрачный силикатный клей. Далее пришлось снять все остальное: небольшой пластиковый каркас с силовыми ключами, питающими шинами, клеммами эл\двигателя и конденсаторами.
Плата управления снята
Силовые ключи. Залито силиконом.
Все это нудно, долго и с сомнениями. Не хотелось ломать силовые клеммы (они соединены точечной сваркой), но «надо, Федя, надо». После я спаял все мощным паяльником.
В общем, все было в норме и я собрал ЭГУР, конечно же внутри все отчистил, а дырку в корпусе замазал герметиком.
На что следует обратить внимание, точнее какую я допустил ошибку, чем подложил себе мину замедленного действия.
Плата с силовыми ключами (силовой модуль) не должна касаться алюминиевого корпуса. Это очень важно. Когда я добрался до силовых ключей, то увидел, что между модулем и корпусом какое-то серое вещество. Я думал, что это термопаста задубела от температуры, такая беда встречается в компьютерах. Естественно, я заменил ее на свежую термопасту (блин, учить матчасть нужно было). Оказывается, на заводе применяют специальную термопасту. Она схватывается после нанесения, чем предохраняет детали не только от перегрева, но и от вибрации (смещения). Я же полагал, что делаю хорошее дело и заменил термопасту, наивно думал, что останется постоянно зазор между корпусом и модулем. Следовало проложить слюдяную прокладочку, но мозг не подсказал, а зря)).
Двигатель собран. Корпус очистил от коррозии и замотал специальным скотчем.
ЭГУР после ремонта и готов к установке.
На тот момент все было ОК. Все установилось, залилось, заработало, Лексия дала добро.
Наездил километров 200 – 250. Все без проблем. Но, как-то вечером понадобилось прикуривать Ситроен С5-й. Пришлось снять свой АКБ и установить на С5, завести авто, снять свою батарею и установить себе снова. Засада заключалась в том, что в моем авто АКБ расположено клеммами ко мне, а в чужом авто АКБ ставили клеммами от меня. Вот в таком положении я и понес батарею ставить на место. Голова забита мыслями, почему села батарея, доедут ли домой ночью и т.д. Одним словом – я воткнул АКБ в темноте неправильно. Плюс на минус, минус на плюс. Когда, при подключении клемма заискрила, я все понял и тут же снял клемму, но дело было сделано.
У меня выгорели два силовых ключа и ЭГУР объявил забастовку,
Место пробоя, видна точка.
А это сгоревшие ключи.
Лексия выдала ошибку – механическая блокировка двигателя. Но этого не произошло бы, если бы силовой модуль не стал касаться корпуса, если бы я поставил слюду. Слюду можно найти в сервисах по ремонту СВЧ-печей (микроволновок) или снять с неисправной микроволновки. Все можно покрыть термопастой.
Борьба за живучесть продолжается)), но это другая история.
Удачи на дорогах.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет