Зима - непростое время для эксплуатации автомобиля. Чем ниже температура, тем сильнее изнашиваются элементы его систем, а риск возникновения неисправностей, особенно у старых машин, резко возрастает. Мы решили проверить, как в мороз прогреваются различные детали, узлы и агрегаты автомобилей.
Для чего это нужно? Да просто интересно! К примеру, все ощущали, как после старта в сильный мороз подвеска хуже отрабатывает неровности, но постепенно отогревается и приходит в норму. Но как в процессе езды меняется температура ее деталей и узлов? Владельцы дизельных автомобилей каждый год жалуются, что солярка мерзнет на ходу. В связи с чем возникает вопрос: до каких температур прогревается топливный фильтр, трубки и бак дизельных топливных систем без каких-либо подогревов?
Ребята из сервиса JDMgarage идею оценили и выдали нам инфракрасный термометр в длительную бесплатную аренду. Первоначально оценили идею и представители дилера одной японской марки, у которых был тестовый дизельный пикап, но за час до начала эксперимента почему-то включили заднюю передачу. В итоге с машинами пришлось импровизировать.
Решили сделать так. Замер температуры различных деталей, узлов и агрегатов проведем на 1,6-литровом бензиновом Citroёn Xsara Picasso. На нем замерим температуру шин, дисков, двигателя, коробки передач, элементов подвески, различных трубок, шлангов и кузовных элементов.
Также в "секретном техническом центре" у нас нашелся старый DAF 400. Конечно, это не легковушка, но под его капотом 2,5-литровый атмосферный дизель от легковых Ford и Peugeot. Доступ к элементам топливной системы свободный, что позволит без каких-либо трудностей произвести замеры. На нем мы измерим температуру форсунок, ТНВД, топливного фильтра, топливных трубок и бака.
Ночью на улице было около -10°C , но утром начало теплеть - эксперименты проводились при температуре от -6°C до -8°C. Немного, но в любом случае будет понятно, как и что нагревается.
Для начала разберемся с Xsara Picasso. Так как блестящие поверхности инфракрасным термометром замеряются не совсем корректно, то поверх серебристой краски кузова клеим скотч. Проводим замеры до запуска двигателя - в среднем различные детали, узлы и агрегаты имели температуру от -4°C до -7,4°C. Самой теплой была клапанная крышка, самым холодным - задний амортизатор.
Затем 4 минуты прогреваем автомобиль и 11 минут ездим на нем, имитируя смешанный цикл. Результаты записываем в соответствующей колонке нашей таблицы. После этого проезжаем на автомобиле еще 20 минут в активном режиме с резкими разгонами, торможениями и быстрой ездой по разбитой дороге и вносим результаты в таблицу.
Элемент автомобиля Citroёn | До старта, °C | 15 минут, °C | 35 минут, °C |
Клапанная крышка | -4 | +50 | +63 |
Кожух выпускного коллектора | -5,3 | +100 | +120 |
Выпускной коллектор | -5,3 | +150 | +230 |
Блок цилиндров | -5,0 | +67 | +78 |
Поддон двигателя | -6,0 | +38 | +55 |
Поддон КПП | -6,4 | +20 | +25 |
Дроссельная заслонка | -5,4 | +16 | +24 |
Корпус масляного фильтра | -5,5 | +62 | +70 |
Радиатор охлаждения | -6,6 | +35 | +53 |
Трубка ГУР возле двигателя | -5,2 | +15 | +20 |
Верхний патрубок системы охлаждения | -5,0 | +50 | +50 |
Бачок тормозной жидкости | -6 | +8,8 | +15 |
Протектор передней шины | -4,6 | +0,3 | -1 |
Передний колесный диск | -6,3 | +8 | +8 |
Передний суппорт | -6,9 | +6,5 | +15 |
Пыльник ШРУСа | -6,6 | 0 | +2,2 |
Передний амортизатор | -6,7 | -1,6 | +1 |
Задний амортизатор | -7,4 | -3,3 | -2 |
Виток пружины | -6,9 | -4 | -2,5 |
Пыльник стойки стабилизатора | -6,5 | -4 | -2,5 |
Пыльник шаровой опоры | -6,5 | +10 | +30 |
Тормозной диск | -6,5 | +15 | +38 |
Тормозная трубка возле амортизатора | -6,6 | -1,2 | +1 |
Задний барабан | -7 | +10 | +16 |
Передний сайлент-блок рычага | -6,5 | -2,5 | +2 |
Труба глушителя возле бака | -7 | +7 | +36 |
Конец трубы глушителя | -7 | +1,5 | +7 |
Топливный бак | -6,4 | -3,6 | -2 |
Крышка багажника | -4,5 | +16 | +8 |
Передняя дверь | -5,5 | -2 | -2,3 |
Капот | -6 | -6 | -6,6 |
Лобовое стекло | -5,5 | -0,9 | +1,3 |
Передняя панель салона | -3 | +8,3 | +20 |
Как прогревается кузов, точно выяснить не удалось - в кои-то веки выглянуло солнце и испортило нам замеры. Крышка багажника, которая стояла напротив солнца, нагрелась до +16°C, а температура капота в тени как была -6°C, так и осталась.
Что любопытно, элементы ходовой части возле тормозного диска нагреваются сильнее, чем те, что дальше от него. Тем не менее медленно, но верно в подвеске греется все - температура многих деталей и узлов стала плюсовой. Топливный бак тоже греется - за 35 минут он стал теплее на 4,4°C.
А теперь переходим к замеру температуры топливной системы DAF. Заводим мотор и оставляем его "молотить" на месте 45 минут. Кстати, прогревается он относительно быстро - слабый теплый воздух подул из боковых дефлекторов уже после 10 минут работы на холостом ходу.
Элемент автомобиля DAF | До старта, °C | 45 минут работы на ХХ, °C |
Клапанная крышка | -6,2 | +31,4 |
Выпускной коллектор | -6 | +57 |
Форсунка | -6 | +54,9 |
Масляный фильтр | -6,4 | +45 |
ТНВД | -6,3 | +16 |
Свеча накала | -6,1 | +42 |
Груша подкачки | -6,7 | +10 |
Т.трубка обратки (ближе к днищу) | -6,4 | +8 |
Т.трубка подачи (ближе к днищу) | -6,4 | +8 |
Т.трубка обратки (возле мотора) | -5 | +12 |
Т.трубка подачи (возле мотора) | -5,3 | +8 |
Топливный фильтр | -6 | 8 |
Бак | -5,5 | -2,7 |
Но прогревается дизельная машина на ХХ, естественно, не до конца. Выпускной коллектор можно было трогать рукой - его температура составила всего +57°C. Вот так КПД! На ходу наверняка было бы "горячее", жаль, не получилось выехать. Тем не менее на холостом ходу через 45 минут работы двигателя в салоне было более-менее тепло.
Любопытно наблюдать, как прогревается топливная система. После 45 минут работы замер только топливного бака показал минусовую температуру. Но и он потеплел с -5,5°C до -2,7°C, что весьма недурно. Топливный фильтр возле двигателя нагрелся до +8°C, а топливные трубки в районе подкапотного пространства - до +8..+12°C.
В итоге самое интересное, что мы вам продемонстрировали, - даже на холостом ходу топливная система дизельного автомобиля активно прогревается без каких-либо дополнительных подогревов. Всем понятно, что от обратки и двигателя она греется, но пока еще никто не проверял, до каких именно температур.
Тем не менее у нас остался открытым вопрос о том, как будет прогреваться дизельный автомобиль в сильный мороз на ходу. Для этого эксперимента, правда, придется подождать морозы посильнее и найти нормальную легковую машину… Так что температурные тесты еще повторим - следите за сайтом!
Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет